Ознакомиться с полным текстом учебного пособия вы можете после внесения оплаты согласно условиям, которые указаны в разделе сайта "Условия и порядок предоставления платных материалов" Аналитическая криминология – специальный академический курс лекций для студентов старших курсов юридических вузов, аспирантов и докторантов высших учебных заведений юридического профиля и науч-ных учреждений; практических работников правоохранительных органов, занимающихся аналитической работой по профилактике, прогнозирова-нию и борьбе с преступностью, призванный: 1) развивать у них творче-ские, аналитические способности и системное мышление; 2) дать инже-нерные знания о криминологических явлениях и процессах связанных с ними, научить математическому моделированию криминогенных процес-сов; 3) выработать у учащихся исследовательские умения и навыки;
4) научить решать с помощью строгих математических методов сложные криминологические и иные юридические задачи. Курс построен исключи-тельно на научных результатах, полученных автором, содержит большое количество впервые решенных прикладных криминологических задач, а также задач для самостоятельного решения, закрепляющих полученные теоретические знания. Все первичные статистические данные, используе-мые для построения математических моделей криминогенных процессов, являются реальными – характеризуют преступность в Российской Федера-ции, субъектах её составляющих, а также преступность на Украине, в Рес-публике Казахстан и ряде других стран Мира.
ISBN © Ольков С.Г., 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие……………………………………………………….. 4 Тема 1. Сущность аналитической криминологии, многомерные оценочные пространства и общая статистико-криминологическая характеристика криминологических явле-ний и процессов …………………………………………14 Тема 2. Регистрация и учет преступлений в Российской Федерации. Латентная преступность и способы её измерения…59 Тема 3. Тривиальные статистические методы измерения преступности и измерение крайм-рисков преступности……90 Тема 4. Изучение законов распределения и степени неравенства распределения преступности во времени и про-странстве……...............................................................................121 Тема 5. Изучение тенденций, сезонных и циклических колебаний преступности…………………………………………..177 Тема 6. Изучение закономерностей преступности……………… 221 Тема 7. Связь криминологических явлений и процессов ............264 Тема 8. Изучение интегральных, дифференциальных, средних функций преступности и эластичности различных показателей преступности по числу совершенных преступлений……………302 Тема 9. Лица, совершающие преступные деяния, жертвы пре-ступлений и ущерб причиняемый преступной деятельно-стью…………………………………. ……………….326 Тема 10. Управление криминологическими процессами ….…. 379 Тема 11. Юридический анализ и криминология на службе уголовного процесса и криминалистики……………452 Тема 12. Педагогические оценочные пространства …………… 473 Вопросы к зачету по курсу «Аналитическая криминология» 483 Задачи к зачету по курсу «Аналитическая криминология» 487 Рекомендуемая литература……………………………………….. 501 Предметный указатель……………………………………………. 505
ПРЕДИСЛОВИЕ
Подобно тому, как физика изучает физические явления и процессы, например, температуру или атмосферное давление, снегопад, простейшие виды движения материи современная криминология должна изучать криминологические явления и процессы, более сложные виды движения, к которым относятся: 1) общая преступность (поток преступных деяний); 2) структур-ные составляющие преступности – умышленные убийства, кра-жи, грабежи и т.д., их потоки; 3) преступная деятельность (цели, средства, результаты, эффективность данного вида деятельно-сти); 4) лица, совершившие преступления и потенциальные пре-ступники, преступные типы; 5) осужденные, заключенные и ре-цидивисты; женщины и мужчины, совершающие преступления, преступники-мигранты, рациональные и иррациональные, несо-вершеннолетние преступники; 6) криминальная (блатная) среда (культура), её нормы, обычаи, традиции; 7) жертвы преступле-ний, потенциальные жертвы преступлений, ущерб, причиненный преступной деятельностью; 8) силы, способствующие и противо-действующие преступности и т.д.
Криминологическое явление – это физическое, биологиче-ское, социально-правовое много аспектное социально-природное явление, обладающее комплексом специфических свойств, по-зволяющих отграничить его от других возможных явлений. Свойствами криминологических явлений (процессов) выступают детерминированность, оценочность, противоправность, общест-венная опасность (вредность) и полезность, в ряде случаев ви-новность и наказуемость, раскрываемость, латентность, регист-рируемость, измеримость и др. Так, например, кража является за-прещенным преступным действием, поскольку приносит вред жертвам данного преступления, но в то же время пользу пре-ступникам (противозаконный способ обогащения), она может быть совершена лицом, как достигшим возраста уголовной ответ-ственности, так и не достигшим его, вменяемым или невменяе-мым лицом, что, в соответствии с действующим законодательст-вом, влияет на виновность и невиновность, а также наказуемость лица за содеянное. Кража может быть зарегистрирована, и ущерб от неё измерен в денежном выражении. Совокупность зарегист-рированных краж представляется абсолютным или относитель-ным числом, долей или процентом в структуре преступности. Как на данную кражу, так и на все кражи вместе взятые оказывают воздействие конкретные факторы и т.д. Если криминологическое явление обозначить, как у, то кри-минологический процесс – это y, то есть изменение криминоло-гического явления за период времени от t0 до t1, например, изме-нение уровней преступности в стране или мире за секунду, час, минуту, год и любой другой временной отрезок. Следовательно, криминологическое явление – это частный случай криминологи-ческого процесса, его «срез», «снимок» в строго фиксированный момент времени. Если криминологическое явление практически не изменяется за какой-то период времени или его изменения не-значительны, то мы имеем дело со стационарным временным ря-дом данного криминологического процесса. Напротив, если из-менения значительны, то в них может быть выражена тенденция (положительная или отрицательная) при условии, что равнодей-ствующая сил, влияющих на криминологический процесс, не равна (или близка) нулю. Если криминологический процесс раз-вивается с ускорениями (положительными или отрицательными), то на него оказывают воздействие другие, протекающие в мире процессы – физические, биологические, социальные, в том числе другие криминологические процессы. В противном случае любые процессы согласно первому закону Ньютона протекают во вре-мени равномерно и прямолинейно. Криминологические процессы тесно связаны положитель-ными и отрицательными связями с другими явлениями и процес-сами, протекающими в Мире, включая иные криминологические процессы. Например, число зарегистрированных преступлений будет тесно и положительно коррелировать с числом раскрытых преступлений, а число раскрытых преступлений с числом лиц, осужденных за их совершение и т.д. Как и всякая наука, криминология призвана объяснять (1), прогнозировать (2) изучаемые криминологические явления и процессы, обеспечивать управление (3) ими в силу полученных знаний. Объяснение криминологических явлений (процессов) состоит: 1) в их определении и классификации; 2) измерении в подходящих системах отсчета и эталонизации; 3) установлении законов распределения криминологических явлений и процессов во времени и пространстве; 4) выявлении статистических зако-номерностей и фундаментальных законов, формирующих крими-нологические явления (процессы); 5) исследовании концентрации и дифференциации криминологических явлений (процессов) во времени и пространстве, их периодизации (циклические, сезон-ные и другие периодические колебания) и т.д. Прогнозирование криминологических явлений (процессов) заключается: 1) в построении и исследовании временных рядов криминологических явлений (процессов), выявлении в таких ря-дах статистических тенденций, и предсказании будущего поведе-ния криминологических явлений (процессов) на основе получен-ных тенденций с помощью адекватных математических методов; 2) в предсказании будущего поведения криминологических явле-ний (процессов) на основе известных законов и закономерностей, объясняющих криминологические явления, как правило, на осно-ве адекватных математических моделей. Управление криминологическими явлениями (процессами) состоит: 1) в изменении их масштабов по планам ученых крими-нологов, как правило, уменьшении или ликвидации, например, снижение числа умышленных убийств; 2) в изменении свойств соответствующих криминологических явлений (процессов), на-пример, снижении уровня общественной опасности конкретного криминологического явления. Изучая криминологические явления (процессы), ученые криминологи должны получать строгие научные результаты, к которым в порядке убывающей значимости относятся: 1. Разработка нового математического метода исследования. Такие методы составляют основу научного инструментария, с помощью которого осуществляется поиск истины в различных областях мироздания – установление физических, биологических, социальных и других законов, закономерностей, тенденций, по-строение других математических моделей, ведется оптимизация и т.д. 2. Открытие физических, химических, биологических, соци-альных, криминологических и любых других научных законов, объясняющих существование и развитие различных процессов. Любой научный закон должен быть выражен в математической форме – в виде формулы, связывающей переменные, то есть яв-ляться математической моделью. 3. Составление периодических систем. 4. Установление статистических закономерностей - матема-тических моделей вида: у=f(x1, x2… xn), где у – результативная пе-ременная (объясняемая, управляемая переменная), а икс с соот-ветствующим индексом – факторная (объясняющая, управляю-щая) переменная, f – правило, по которому связываются левая и правая части уравнения. 5. Установление тенденций, статистических зависимостей - математических моделей вида: у=f(t), где t – время (в годах, меся-цах, минутах и т.п.). 6. Установление смешанных зависимостей вида: у=f(x1, x2… xn, t) и тому подобных, например, с включением в модель вероятности, искусственных переменных. 7. Установление законов распределения конкретных вели-чин, например того, что частоты деяний людей в популяции под-чиняется закону нормального распределения. В данном случае открытие самого закона распределения относится к позиции №1, а его приложение применительно к конкретному изучаемому яв-лению – к позиции №6; кластеризация и научная классификация; изучение концентрации и дифференциации явлений в виде соот-ветствующих математических моделей. 8. Составление количественного прогноза, на основе раз-личных математических методов (по модели Бокса-Дженкинса, с использованием рядов Фурье, Вейвлет анализа и т.д.). 9. Составление иной математической модели явления. 10. Открытие нового явления или факта (самое элементар-ное научное достижение). 11. Выдвижение и первичная проверка рабочих гипотез на описательном уровне (условный научный результат). Как и любые научные изыскания, криминологическое ис-следование начинается с выдвижения и проверки соответст-вующих рабочих гипотез подходящими научными средствами в целях получения конкретных научных результатов, опровер-гающих или подтверждающих (полностью либо частично) пер-вичные предположения (рабочие гипотезы). Совокупность со-гласованных научных результатов должна ложиться в основу криминологических теорий, которые периодически следует проверять на прочность с точки зрения их соответствия сущест-вующим криминальным реалиям. Если факты станут противоре-чить теории, их не следует подгонять под данную теорию. На-против, нужно усомниться в надежности данной теории и, воз-можно, изменить или отвергнуть её. Если теория, даже дающая оригинальное и логичное объяснение фактов (явлений, процес-сов), не обеспечивает надежного прогнозирования и приемлемого управления изучаемыми процессами, то её нельзя считать надеж-ной и удовлетворительной. Следовательно, данную теорию мож-но лишь разложить на ряд первичных рабочих гипотез и продол-жать их проверку адекватными научными средствами (метода-ми), собирать и обрабатывать подходящий эмпирический матери-ал, накапливать факты и т.д. Научную методологию представляет совокупность мето-дов (инструментов) исследования (1) и порядок их использова-ния при проведении научных изысканий (2). Сердцевину совре-менного научного инструментария составляют математические методы, в том числе, методы математического анализа, теории вероятностей и математической статистики. Совершенно не слу-чайно физические, биологические и другие явления изучаются посредством разнообразных математических методов, позво-ляющих проводить более или менее точные количественные из-мерения свойств изучаемых явлений и процессов, строить их ма-тематические модели и делать обоснованные научные выводы. Только в этом случае достигается полная «прозрачность» того, на каком эмпирическом фундаменте, и с помощью каких научных инструментов были получены определенные научные результаты и любой желающий, обладающий достаточным уровнем квали-фикации, может перепроверить выводы сделанные кем-либо из исследователей ранее. Элементарные методы исследований, как-то: наблюдение, сравнение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент, изучение истории вопроса, анализ прессы, исполь-зование первичной статистической отчетности, метод Монте-Карло, «мозговой штурм» и т.п., сами по себе не дают научных результатов (поз. 1-9), а лишь ведут к накоплению данных, под-лежащих соответствующей математической обработке. В учеб-никах по криминологии, как отечественных, так и зарубежных, обычно приводятся лишь рабочие гипотезы, касающиеся различ-ных криминологических явлений и процессов, но отсутствуют реальные криминологические теории, точная терминология, по-скольку последние суть выражение комплекса согласованных на-учных результатов. Такое положение дел можно объяснить слож-ностью предмета криминологических исследований, а также тра-диционно описательными подходами, принятыми в классической криминологии. Дело в том, что любая наука начинается с пер-вичных описательных подходов и лишь потом выходит на долж-ный аналитический уровень. Аналитическая криминология – специальный академиче-ский курс лекций для студентов старших курсов юридических вузов, аспирантов и докторантов высших учебных заведений юридического профиля и научных учреждений; практических ра-ботников правоохранительных органов, занимающихся аналити-ческой работой по профилактике, прогнозированию и борьбе с преступностью, призванный: 1) развить у них творческие, анали-тические способности и системное мышление; 2) дать инженер-ные знания о феномене преступности, явлениях, связанных с ним, и моделировании криминогенных процессов; 3) выработать у учащихся исследовательские умения и навыки; 4) научить решать с помощью строгих математических методов сложные кримино-логические и иные юридические задачи. Курс построен исключи-тельно на научных результатах, полученных автором, содержит большое количество впервые решенных прикладных криминоло-гических задач, а также задач для самостоятельного решения, за-крепляющих полученные теоретические знания. В процессе обучения слушатели должны научиться строить различные математические модели криминогенных процессов, измерять -ß-коэффициенты крайм-рисков преступности, устанав-ливать в количественной форме законы распределения, законо-мерности, тенденции как общей преступности, так и её струк-турных составляющих (умышленных убийств, разбойных напа-дений, грабежей, краж и т.д.); представлять криминогенные и связанные с ними процессы в табличной, графической и анали-тической (формульной) формах, выдвигать и проверять рабочие гипотезы, объясняющие преступность и поведение преступни-ков в конкретном пространственно-временном континууме, а также научиться прогнозировать различные криминогенные процессы. Я исхожу из того, что преступность – строго закономерное, а следовательно, объясняемое, прогнозируемое и управляемое социально-правовое явление, вполне поддающееся математиче-ской формализации, которая позволяет на основе конкретных эм-пирических и теоретических данных устанавливать явные и ла-тентные связи между преступностью и разнообразными физиче-скими, биологическими и социальными явлениями, в большей или меньшей степени, связанными между собой. Зная такие свя-зи, можно разработать эффективную систему профилактических мер (правовых, организационных, оперативно-розыскных, след-ственных, военных), распределения сил и средств правоохрани-тельных органов, нацеленных на минимизацию уровня преступ-ности и её отдельных структурных составляющих, найти пути оптимизации деятельности органов и лиц, оказывающих проти-водействие преступности. Практически все первичные статистические данные, вклю-ченные в работу, являются реальными и характеризуют различ-ные аспекты преступности: 1) в Российской Федерации и субъек-тах, её составляющих; 2) на Украине; 3) в Республике Казахстан. Все научные результаты, представленные в учебном пособии, по-лучены лично мной и опубликованы в различных научных стать-ях, монографиях, а также внедрены в практическую деятельность органов внутренних дел – ГУВД Тюменской области (2002 г.), УВД Ханты-мансийского автономного округа (2003 г.), для кото-рых мной разрабатывались криминологические прогнозы. Данный труд не является учебным пособием по математиче-скому анализу, теории вероятности и математической статистике, но в нем в доступной форме на современном реальном эмпириче-ском материале, характеризующем преступность, частоту выяв-ления лиц, совершивших преступления, осужденных, явления, связанные с преступностью, показано детальное применение со-ответствующих математических методов от более или менее про-стых до самых сложных. Каждая тема сопровождается типовыми задачами с подроб-ным разбором решений, что дает возможность студентам дейст-вовать по аналогии при решении задач, предназначенных для са-мостоятельной работы. Основные термины и понятия приводятся в конце каждой темы перед решением типовых задач, а требования, предъявляе-мые к студентам, изложены в самом начале лекции после форму-лирования вопросов темы. Список рекомендованной литературы подобран с такой целью, чтобы помочь учащимся освоить соот-ветствующие научные методы. Кроме того, в конце книги дается обобщенный список рекомендованной литературы, и приводится предметный указатель. Глава двенадцатая курса лекций посвящена педагогическим оценочным пространствам, разработанным автором в контексте исследования многомерных моральных и правовых оценочных пространств. На её основе учащиеся смогут понять и испытать на собственном опыте выставление справедливых оценок. Более то-го, они сами смогут выставить себе такие оценки по согласован-ным формулам. Цель данной лекции: показать, что представляют собой педагогические оценочные пространства, раскрыть меха-низм выставления объективной и максимально точной (справед-ливой) оценки. После ознакомления с содержанием данной лек-ции учащиеся могут согласовать с преподавателем формулу для выставления итоговой оценки по данному предмету, которая бу-дет максимально точно отражать и измерять: 1) уровень способ-ностей учащихся по данному предмету; 2) уровень знаний, уме-ний и навыков, полученных ими; 3) степень их дисциплиниро-ванности, вежливости и взаимоуважения. Кроме того, понимание сущности педагогических оценочных пространств и строгого ме-ханизма выставления оценок учащимся будет весьма полезным для сотрудников различных учебных подразделений, а также су-дей, прокуроров, следователей, поскольку механизм вынесения юридических вердиктов субъектам правовых отношений является во многом сходным, хотя и не вполне тождественным с механиз-мом выставления объективных оценок в педагогических оценоч-ных пространствах. При подготовке данного курса я исходил из того объектив-ного положения вещей, которое сложилось в юридической отрас-ли и было изложено мной в фундаментальной научной статье «Откровенный разговор о юридической науке: значение и недос-татки отрасли» , где я писал: «Юриспруденция – великая потен-циальная наука, чрезвычайно важная и нужная для человечества, но уровень её прошлого и современного развития оставляет же-лать лучшего. В начале ХХI века мы должны честно сказать, что достижения научной юридической мысли ничтожны в сравнении с теми грандиозными успехами, которых добились другие отрас-ли научного знания». Это положение нужно исправить, приоб-щив юристов к точному технократическому мышлению, осно-ванному на строгих количественных методах.
Профессор С.Г. Ольков
Источник: |